Шпунт Ларсена при бетонировании заводнённых участков

Шпунт Ларсена — особый металлический профиль, используемый в строительстве в качестве анкерной тяги. Конструктивно выполнен в виде желоба со скругленными кромками боковых стенок (U-образный профиль), хотя может иметь иные профили — Z, L, S и другие. Создан инженером из Германии норвежского происхождения Трюггве Ларсеном в начале XX века для решения задачи укрепления причалов. Сегодня шпунтовые ограждения защищают траншеи и котлованы от неблагоприятных природных факторов.

Профиль изделия

Стандартный шпунт Ларсена имеет характерный корытообразный профиль. Его боковые стенки закруглены так, что образуют пазы и замки. Это позволяет быстро создавать ограждающие конструкции. По габаритам изделия относительно узкие и длинные.

Шпунты Ларсена изготавливаются из стали и полимерных материалов. Первые исполнения хорошо переносят значительные механические нагрузки, могут демонтироваться и устанавливаться повторно, что помогает экономить бюджет. Вторые более легкие и не подвержены коррозии, проще перевозятся и устанавливаются.

Области применения шпунта Ларсена

Одно из основных сфер применения изделий — создание ограждающих конструкций на этапе нулевого цикла строительных работ для предотвращения обвала грунта в траншеи и котлованы вследствие оползней, обвалов и подтоплений. Это обеспечивает безопасность рабочих на объекте.

Благодаря возможности выдерживать боковое давление и большой несущей способности шпунт Ларсена востребован для укрепления береговых линий и дорог, проложенных вдоль акватории естественных и искусственных водоемов. Отдельные модификации изделий специально производятся для эксплуатации в агрессивной водно-солевой среде.

Шпунт Ларсена используется при возведении мостов, так как способен выдерживать массу автомобилей и ж/д вагонов. Востребован для строительства дамб, кессонов причалов, шлюзов и иных гидротехнических объектов. Применяется в тоннельном строительстве с целью укрепления стен и исключения обвалов, при обустройстве насыпей и бункеров, для усиления фундаментов объектов капитального строительства.

Технология возведения

Установка выполняется погружением отдельных шпунтин, соединяемых по принципу замок в замок, или секционно по 3-7 единиц в соответствии с рядом факторов:

  • тип грунта;
  • глубиной котлована,
  • технологии погружения;
  • наличие застройки и ее плотность.

Перед установкой секции предварительно собираются на поверхности земли, после чего посредством траверсы на грузоподъемной технике погружаются в грунт. Максимальная глубина погружения может составлять 30-34 метра.

На практике применяется несколько методов погружения:

  • вибрационное воздействие специальным вибропогружателем (самый популярный способ);
  • ударный посредством копровой установки по технологии забивки гидромолотами или дизельными молотами;
  • статическое вдавливание шпунта — активно применяется при плотной застройке, где не допускаются из-за риска разрушения фундаментов удары и сильная вибрация.

Нередко встречается комбинированный метод, подразумевающий сочетание вдавливания и вибропогружения.

Выбор метода погружения основывается на разрешенном расстоянии между вновь создаваемыми и ранее обустроенными фундаментами с учетом критичного влияния динамических параметров. Для этого выполняется тестовая забивка свай и проводятся инструментальные исследования характера колебаний грунтовой поверхности.

Перед монтажом шпунтов Ларсена обследуются постройки, находящиеся в радиусе менее 20 метров. Полученные результаты оформляются в виде акта. Работы проводятся с большой осторожностью и сопровождаются периодическими наблюдениями на предмет трещинообразования либо раскрытия ранее обнаруженных трещин. Забивка шпунтов вблизи жилых построек допускается исключительно в дневные часы, рядом с административными зданиями ночью.

Преимущества и недостатки изделий

Шпунт Ларсена обладает множеством достоинств, делающих его востребованным в строительной отрасли и дорожном хозяйстве:

  • быстрый монтаж ограждений;
  • подходит для различных типов грунтовой поверхности;
  • широкий выбор профилей;
  • хорошая сопротивляемость процессам окисления;
  • удобство установки в стесненном пространстве больших городов;
  • высокие технические характеристики — прочность, отличная несущая способность, долговечность;
  • возможность неоднократного использования на разных объектах;
  • устойчивость стенок под большими нагрузками от грунта.

Применение подобных изделий более экономически выгодно по сравнению с иными технологиями поддержки грунта.

Среди недостатков конструкций из шпунта Ларсена — довольно большой вес (стальные листы), затрудняющий транспортировку и складирование, а также низкая пластичность.

Комментариев пока нет. Вы можете оставить комментарий в форме ниже.
Добавить комментарий
Похожие статьи