Как и для чего делали корабли из бетона

В истории развития человечества порой применялись необычные материалы и способы строительства не только зданий, но и морских судов. Например, одним из удивительных изобретений стали бетонные корабли. Теперь судна из бетона остались в прошлом. Лишь отдельные энтузиасты строят бетонные яхты, а железобетон уступил место более современным материалам. Но эти конструкции действительно способны вызвать удивление и сегодня.

История кораблей из бетона

Первое бетонное судно было построено в 1849 году, задумка принадлежала французскому инженеру Ламбо. Изобретатель доказал жизнеспособность такого плавсредства и его детище произвело фурор на международной выставке морского судоходства в 1855 году. Речь шла о небольшой лодке.

Вскоре по ее образцу начали строить и другие суда из бетона. Чуть позже интерес к новой технологии стих на несколько десятилетий, а затем возобновился. Во время Первой мировой войны флот нуждался в большом количестве кораблей. Их решено было строить из бетона: так получалось быстрее и дешевле, чем при использовании металла.

На 1919 год было построено более 1 тысячи железобетонных кораблей в разных странах. Особенно преуспели в этом Франция, Италия, Норвегия, Дания. Второй пик активности подобного кораблестроения был отмечен в 1946-1948 году. На этот раз отличились СССР и Германия.

Принцип строительства

Бетонную смесь для кораблей замешивали точно по такому же принципу, как и при строительстве, например. дома. В качестве заполнителей применяли песок, гравий, щебень, керамзит, дробленые камни. Инертные материалы смешивали с цементом и водой. Полученную массу заливали в специальные формы. После затвердевания бетон становился прочным, устойчивым к воздействию воды и нефтепродуктов.

Позже судна стали производить из железобетона. В качестве арматуры использовали сварные каркасы, пучки стальной проволоки, металлическую сетку или стержни. Добившись напряжения в связанных элементах из металла, можно было значительно повысить прочность бетона.

Как использовались корабли из бетона

Бетонные корабли использовались в самых разных целях. Из бетона и железобетона строили:

  • самоходные паромы;
  • моторные лодки:
  • сухогрузы;
  • баржи;
  • буксиры.

Кроме того, из железобетона возводили плавучие сооружения – доки и дебаркадеры. В военные годы на судах перевозили боеприпасы. Бетон подходил и для строительства огромных понтонов, которые служили в качестве переправ и использовались для сооружения тупиков в гаванях.

Плюсы и минусы кораблей из бетона

Технология не жила бы так долго, если бы не имела преимуществ. Например, бетонные суда можно было использовать в суровых климатических условиях, где корабли из металла не выдерживали столкновения с льдинами и давали течь.

К плюсам можно отнести скорость и дешевизну ремонтных работ. Если в корабле появилась трещина, ее легко устранить с помощью сооружения опалубки и заливки бетонной смесью. С этой задачей справлялись даже неквалифицированные рабочие. Во время войны имели значение простота и скорость возведения судна, а также его огнестойкость.

Из минусов бетонных кораблей можно выделить их внушительный вес и большой расход топлива, необходимого, чтобы привести плавсредство в движение. Мощный удар при столкновении приводил к мгновенному разрушению корабля. Судно могло уйти на дно за считанные минуты.

Почему больше не строят корабли из бетона

Сегодня основную роль играет рентабельность перевозок. Постоянный рост цен на топливо делает эксплуатацию бетонных кораблей невыгодной с экономической точки зрения. К тому же, маневренность таких судов оставляет желать лучшего: они очень неповоротливы и медленны. На смену старым пришли современные технологии, использование которых более целесообразно.

Комментариев пока нет. Вы можете оставить комментарий в форме ниже.
Добавить комментарий
Похожие статьи