Устройство бетонной дороги, которая служит десятилетиями: опыт США

В Америке дорогу могут не ремонтировать 10, 20, 30 и даже 40 лет. При этом она все равно остается ровной и гладкой. Движение на таких дорогах не менее интенсивное, чем в российских городах-миллионниках. Да и климат нельзя назвать более благоприятным: многие территории расположены на одних широтах с российскими городами. В чем же секрет бетонных дорог в США, которые могут эксплуатироваться без ремонта длительное время? Об этом и расскажем в этой статье.

Какие дороги строят из бетона в Америке

В Соединенных Штатах, как и в России, дороги делятся на несколько типов, в зависимости от их значимости. Самые важные, а следовательно и загруженные — это Interstate Highways и US Highways. Эти хайвеи — аналог автомобильных дорог федерального значения в России, на каждом из них — не менее 2 полос в одном направлении. Так вот, оба типа хайвеев строятся в США из бетона. Если на каком-либо участке встречается асфальт — то это лишь временная мера.

Строительство бетонной автомобильной дороги требует гораздо большего количества финансов и времени, чем организация асфальтированной трассы. К тому же по асфальту техника может ездить уже через 8 часов после укладки, а бетону нужен целый месяц, чтобы набрать прочность, если дорога организуется не из готовых бетонных плит. Для чего же американцы идут таким сложным и дорогостоящим путем?

На самом деле, все очень просто: в конечном счете затраты с лихвой окупаются. По хайвеям каждый день движется тысячи легковых автомобилей, грузовых фур и тяжелых транспортных средств. И бетон гораздо лучше переносит такую интенсивную нагрузку, если сравнивать его с асфальтом. При этом он не становится пластичным даже в самую сильную жару. Автомобильная дорога, сделанная из бетона, прослужит как минимум 25 лет! Нередки случаи, когда бетонные хайвеи в США эксплуатируются и в 1,5-2 раза дольше этого срока с минимальными ремонтными работами. Содержать такие дороги — гораздо дешевле и проще. 

Технология строительства бетонной дороги

Чтобы проложить бетонную дорогу, по траектории будущего хайвея выкапывается и удаляется метр грунта. В траншее, которая получилась после этой работы, организуется подушка для будущей трассы. Ее делают их щебня и песка, но самый необычный компонент — это глина, которую смешивают с сыпучими материалами. Получившуюся смесь увлажняют раствором хлорида кальция, рыхлят и утрамбовывают. Такая подушка выгодно отличается способностью сохранять одинаковый процент влажности, пропуская излишки воды в более глубокие слои грунта. Благодаря этому подготовленное основание не склонно к пучению и усадке, а потому и не меняет положение из-за паводков, морозов и скачков температур.

На подготовленную таким образом подушку укладывается асфальт в два слоя по 3-3,5 см. Но в отличие от привычных для нас дорог, на хайвеях асфальтное покрытие — лишь ровная площадка для бетона с гидроизоляционными свойствами. Асфальт предотвращает просачивание воды под бетонное полотно, также на него удобно укладывать арматурную сетку.

На арматурный каркас с помощью бетоноукладочной машины заливается слой бетона, толщиной от 30 см. Фрагменты автомобильного бетонного полотна соединяются термическими швами, то есть получается монолитная армированная конструкция. При строительстве нового хайвея за бетоном ухаживают месяц, чтобы он застыл так, как нужно. И такие старания оправдываются, например, во Флориде есть хайвей, построенный в 1960 году и он до сих находится в отличном состоянии, учитывая, что в жаркий сезон температура нередко поднимается выше +40 градусов по Цельсию. Невозможно представить, что асфальтированную дорогу можно эксплуатировать настолько же длительное время в похожих условиях.

Ремонт бетонных дорог в США

На каждом хайвее есть обочина, минимальная ширина которой — 2 метра. При капитальном ремонте на ней организовывается дублер, чтобы не создавать проблем водителем. Есть неукоснительное правило, что при ремонте пропускная способность хайвея может снизиться максимум на треть.

При необходимости ремонта поврежденный участок бетонной дороги удаляется, заново подготавливается и трамбуется грунтовое основание, обустраивается подушка песчано-цементная подушка, укладывается асфальт и арматурная сетка, заливается бетон.

Обычно первые ремонтные работы проводятся только через 15-25 лет эксплуатации бетонной дороги. Из-за плюсов бетонных автомобильных дорог опыт Соединенных Штатов в наши дни перенимают в Китае, Японии, Австралии и странах Европы — на этих территориях начинают строить бетонные дороги вместо привычных асфальтовых.

Выгода бетонных дорог

Да, строительно дороги из бетона требует больше времени и денег. Но в долгосрочной перспективе такие трассы крайне выгодны. Средства для строительства и ремонтных работ на хайвеях выделяются в США из Федерального дорожного фонда. В него же средства поступают с налогов на автомобили, топливных налогов, сборов с платных дорог, а также с продаж акций фонда и частных инвестиций. 

Каждый 1 миллиард долларов, потраченный на развитие автотранспортной инфраструктуры, создает 35 тысяч рабочих мест, позволяет избежать 1,5 тысячи смертей и 50 тысяч ранений в дорожно-транспортных происшествиях. Бетонные дороги показатели себя более крепкими и безопасными, по сравнению с асфальтированными. Это позволяет сохранить жизнь и работоспособность гражданам, которые продолжают работать и вносить вклад в экономическое развитие.

Каждый 1 доллар, вложенный в строительство бетонных дорог, позволяет экономить 2 доллара на выплате страховок, затрат на лечение и реабилитацию пострадавших в ДТП, выплате пособий по инвалидности, которую люди получают в результате ДТП, а также на снижении уровня безработицы.

Конечно, заменить традиционные дороги в России на бетонные хайвеи в обозримом будущем вряд ли получится, но вы всегда можете сделать долговечную дорогу из бетона к своему участку и организовать парковочное место по американской технологии. А поможет вам в этом — качественный бетон, произведен на заводе «Горизонт».

2 комментария
Добавить комментарий
  1. Был в США, ну не все там бетонные дороги, это факт. В городах практически не видел бетонных дорог, но тротуары все бетонные. У нас в 70-ые годы тоже строили много дорог из бетона, может они и служили как положено, но на стыках отлитых плит делали деревянные закладки, которые гнили и вода просачивалась под плиты. В США эти стыки заделаны каучуком. Видел строительство такой дороги. Никакого асфальта они не укладывают под бетон. Котлован под дорогу метр, точно. Песок, щебень, опять песок, щебень, на него кладут армированную сетку, изготовленную из полос в виде пчелиных сот, катком эту сетку закатывают в щебень, кладут небольшой слой крупного песка, обильно поливают водой и укатывают катками с шипами. Это всё сохнет, укладывают рельсы по которым идет бетоноукладчик. естественно закладывают арматуру. Да, забыл, на некоторых участках поперек дороги в укладывают трубы миллиметров 80 в диаметре.. Спецы- зачем?

    1. Тротуары, парковочные зоны, велодорожки и так далее. Понятно, что в северных регионах, ввиду морозного пучения чаще используют асфоальтобетонные покрытия. Так и у нас. В южных регаионах довольно часто встречаются бетонные тротуары, чего в Питере, например, не увидишь)

Похожие статьи